СВ. КЛИМЕНТ I (S. CLEMENS I) 88—97 гг.
О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось так же мало достоверных сведений, как и о его предшественниках на Римском Престоле. Но, в отличие от Лина и Анаклета, до нас дошло подлинное послание этого папы, а легенды о нем и его культ распространились по всей Европе, достигнув даже далекой от Рима Руси.
Согласно Liber Pontificalis, Климент родился в Риме. Тертул-лиан сообщает, что он был поставлен во епископы самим апостолом Петром: «Так... Церковь Римская [объявляет своим епископом] Климента, поставленного Петром» (De praescriptione haereticorum, 32). Это подтверждает также и Епифаний: «...Климент, современник Петру и Павлу, о котором Павел упог минает в Послании к Римлянам. И никто да не дивится, что прежде него другие были преемниками апостолов во епископстве... впоследствии, когда скончались Лин и Клет"... Климент принужден был снова принять епископство» (О ересях. XXVII, 6). Св. Ириней пишет, что Климент знал апостолов Петра и Павла: «...на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь апостолов в ушах своих и предания их перед глазами своими...» (Против ересей. III, 3). Ориген отождествляет его с сотрудником апостола Павла, о котором тот похвально отзывается в Послании к Филиппийцам (Флп. 4, 3): «...Климент..., о котором следующим образом свидетельствует Павел: "...помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни"» (Тол-Нование на Евангелие от Иоанна. VI, 36). Об этом пишет также и Евсевий: «..Лнаклета, бывшего двенадцать лет епископом Римской Церкви, сменил Климент, которого апостол в Послании к Филиппийцам
называет своим сотрудником.." (Церковная история. III, 15). За этими свидетельствами следует и св. Иероним: «Климент, о котором апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам... был четвертым после Петра епископом в Риме...» (De viris illustribus XV). Но в настоящее время это отождествление четвертого папы с сотрудником апостола Павла некоторыми исследователями подвергается сомнению.
Приведенные выше наиболее ранние свидетельства не говорят о св. Клименте как о мученике, но начиная с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорит Руфин, а также папа Зосим в послании 417 г.: «...в тот день, когда разбиралось дело, мы находились в базилике св. Климента, освященной во имя ученика св. апостола Петра, который ... претерпел также и мучение.» (Epistola 2. De causa Coelestii). 0 мученической кончине св. Климента говорит и Везонский собор 442 г. В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму (79, с. 37—38).
Второе, следующее после Нерона, преследование христиан началось в конце правления императора Домициана (81—96 гг.). В самом начале 96 г. был казнен проконсул предыдущего года Тит Флавий Климент (с которым ошибочно отождествляют папу «Клементины»), являвшийся двоюродным братом самого императора. Вместе с ним были тогда казнены и другие христиане, а жена его Флавия Домицилла была сослана на остров Пандарею или Понтию. По сообщению Евсевия, папа Климент скончался в правление императора Траяна (Церковная история. III, 30), но, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96—98 гг.).
Память св. папы по римскому календарю отмечается 23 ноября, а в Русской Церкви — 25 ноября.
Почитание св. папы Климента в России
Как уже отмечалось, в VI в. появились сказания о мучени-ческой кончине св. Климента в Крыму, но особое распространи-ние культа этого папы произошло в связи с деятельностью Ки- рилла и Мефодия. В 861 г. будущие просветители славян, воз-вращавшиеся из миссии к хазарам, остановились в Херсонесе. и тогда Кирилл открыл мощи св. папы. В конце 867 г. — нача ле 868 г. часть мощей была перенесена свв. братьями в Рим в дар папе Адриану II и торжественно положена в церкви св. Климента*. А с конца 60-х годов IX в. начался бурный рост популярности культа папы Климента как в Западной, так и в Восточной Церквах, что получило выражение в создании «о- вых произведений литературы и искусства, в устройстве тор- жественных празднований и распространении новых легенд.
Культ св. Климента Римского был наряду со славянской литургией и письменностью составной частью кирилло-мефоди- евской традиции, важнейшей чертой которой было неприятие курса на разделение Церквей и провозглашение идеи, единой Вселенской Церкви. Это ярко выражено в похвале папе Кли-менту, написанной учеником св. Мефодия — св. Климентом: Охридским: «Не едина бо Црквь. ни две, но весь миръ въ днеш нии днь, в памят его събравшеся Бога прославляють» (43, с. 302). Таким образом культ папы-каторжника стал в IX—X вв. символом единства Римской и Константинопольской Церквей и знаменем миссионеров, проповедовавших христианство на окраинах греко-романского мира: в Моравии, Паннонии, Болгарии (6, с. 28).
Начальный период христианизации Руси был также связан с именем св. Климента. Князь Владимир, завоевав Херсонес, возможно, крестившись там** и отпраздновав свадьбу с византийской принцессой, «...поемъ царицю и Настаса. и попы Кор-суньски с мощми Климента и Фифа, ученика его, пойма сосуды церковныя и иконы на благословенье себе» (69, с. 80). Вернувшись в Киев, он заложил церковь во имя Богородицы, которая в дальнейшем получила название Десятинная из-за выделенной ей десятины из владений князя, и поручил ее Анастасу Корсунянину. В особой раке в одном из приделов храма были положены привезённые из Херсонеса глава Климента Римского и тело ученика его Фива***. По мысли князя Владимира, положение этих мощей в Киеве должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра. В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мер.зебургский назвал даже эту церковь храмом мученика во Христе и папы Климента* (199. с. 488—489). Согласно одному французскому преданию, Ярослав Мудрый в 1048 г. с гордостью показывал мощи свв. Климента и Фива приехавшим свататься к его дочери Анне послам французского короля Генриха I (34, с. 556). В киевском Софийском соборе, воздвигнутом тем же Ярославом МуДрым, имеется мозаика, изображающая святого папу, которая расположена в алтаре в святительском чине (57, с. 30). В XII в. почитание св. Климента на Руси продолжалось, что нашло свое выражение в строительстве храмов в его честь; так, каменный храм в его имя был заложен в Ладоге в 1153 г. новгородским епископом св. Нифонтом (80, с. 78).
Культ св. Климента противостоял «грециизации» Русской Церкви, которую проводила Константинопольская патриархия. В 1147 г. собор русских епископов поставил главою Климента, киевского митрополита из русских — Климента Смолятича. Но эта попытка освободиться от зависимости от Константинополя не удалась, и прибывший тогда из Византии митрополит Константин при поддержке князя Юрия Долгорукого не только проклял Климента Смолятича и инициатора собора киевского князя Изяслава и предал суду клириков, но и стал смещать без какой-либо вины русских епископов, замещая их греками, чтобы собор 1147 г. не мог повториться (76, с. 389 — 390). ****
В IX в. славянами было написано не менее пяти оригинальных произведений о св. Клименте (6, с. 31). В Древней Руси также были созданы литературные произведения о папе-мученике: «Слово на обновление Десятинной церкви», изданное в 1850 г. М.А. Оболенским по рукописному сборнику XVI в. (рукопись не сохранилась), и Опубликованное в 1901 г. А.И. Соболевским «Чудо св. Климента, папы Римского, о отрочати» по рукописи второй половины XV в. — они собраны и перепечатаны в издании П.А. Лаврова (50). По мнению большинства специалистов, более древним является текст Оболенского, а предположительный первоисточник обоих текстов датируется приблизительно третьей четвертью XI в. (6, с. 38). «Слово на обновление Десятинной Церкви» было направлено, как и Кор-сунская легенда, введенная в летопись прп. Никоном Печер-ским, против преувеличения значения Константинопольской патриархии в христианизации Руси (6, с. 29). В нем неизвестный автор стремился прославить христианское русское государство, имеющее своего небесного покровителя св. Климента Римского. В последующем культ св. папы как покровителя Руси был вытеснен введенным князем Андреем Боголюбским культом апостола Андрея Первозванного. Почитание св. Климента продолжалось, но уже как одного из многих римских святых, почитаемых Русской Церковью.
Впрочем, в ноябрьской книге «Великих Миней Четиих», составленных под руководством митрополита Макария в XVI в., было собрано немало произведений, повествующих о четвертом епископе Рима, в том числе и славянская версия Клементин — «Беседы св. Климента», а также агиографические сочинения, прославляющие чудеса, сотворенные им в Херсонесе: «Перенесение мощей св. Климента из глубины моря в Корсунь»; «Слово о чуде св. архиепископа Херисоньского Климента» и «Похвала св. Клименту, патриарху Римскому, написанная Климентом епископом ».
Житие св. Климента поместил в своей «Книге житий» и св. Димитрий Ростовский.
В XVIII в. после присоединения Крыма к России пробудился интерес к христианским древностям, вследствие чего оживился и культ св. Климента. В 1852 г. в Инкермане, недалеко от Хер-сонеса, в пещерах существовавшего ранее, но заброшенного мо настыря, был снова открыт небольшой монастырь, называемый Инкерманской киновией св. Климента. Во имя св. папы был освящен пещерный храм, строительство которого датируется VIII — IX вв. Руины монастыря сохранились до наших дней, существует также и фонтан св. Климента, расположенный около дороги, ведущей в развалины находящейся поблизости крепости Каламита (10, с. 156, 164 — 165).* *** В Москве два храма носят имя Климента: на ул. Пятницкой, построенный в стиле барокко в 1762—1770 гг. на месте разобранного одноименного храма XVII в., и на Варварке, построенный в 1741 г. также на месте прежнего храма XVII в. Хотя этот второй храм освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи, он назывался * Церковью папы Климента у Варварских ворот" по посвященному ему приделу. Ныне существующий северный придел, посвященный св. папе вместе со св. Петром Александрийским, построен в 1822 г. (26, т. 2, с. 35, 477; 42 с. 4).
* Аутентичность этих мощей вызывает определенные сомнения и ocпаривается некоторыми учеными.
** Наиболее полное и весьма аргументированное иачожение версии о крещении Владимира в Киеве см.: 186.
*** По мнению Е.Е. Голубинского, либо Кирилл и Мефодий отвезли в Рим часть мощей св. Климента, а Владимир взял оставшуюся часть из Херсонеса, либо Кирилл и Мефодий взяли мощи полностью, а Владимир получил их от папских послов, о приезде которых говорит Никоновская летопись и Стенённия книга (13. с. 223).
**** Перед смертью митрополит Константин раскаялся в своих действиях но управлению Русской Церковью и в завещании своем повелел не погребать свое тело, но выбросить его за городские стены на растерзание псам. Последняя воля митрополита была исполнена: тело его лежало непогребенным в течение одного или трех дней, а затем было положено в черниговском Спасо-Преображенском соборе.
**** В настоящее время монастырь вновь открыт и в нем ведутся реставра-ционные работы.
|