СВ. ВИКТОР I (S. VICTOR I) 189—199 гг.
«...преемником Элевтера, несшего епископское служение тринадцать лет. стал Виктор» (Евсевий Памфил. Церковная история. V, 22).
Согласно Liber Pontificalis, Виктор был родом из римской Африки. Человек энергичный и мужественный, став- во главе Церкви, он умел проявить твердость в отстаивании правоверного вселенского учения.
Конец II века был отмечен усиленной работой христианских общин по унификации и установлению канонов в богослужении, и особое значение в этом процессе имела Римская Церковь. Еще при папе Аницете в 154 г. в Рим приезжал св. Поликарп, пытавшийся уладить вопрос о дне празднования Пасхи, так как в Азии этот праздник отмечался 14 ниссана вне зависимости от дня недели, а в Риме — в первое воскресенье после 14 ниссана. Поликрат, епископ Ефесский, возглавлявший теперь в этом вопросе партию противников римского обычая, не уступал и написал послание епископу Рима (Евсевий Памфил. Церковная/история. V, 24), настаивая на правильности своей точки зрения. Виктор, возмущенный этим посланием, решил отлучить от Церкви все христианские общины Азии. Примирителем в конфликте выступил обладавший повсеместно признанным авторитетом св. Ириней Лионский, упросив папу не отлучать их от Церкви, но в то же время решительно высказавшись за римский обычай. Таким образом, спор окончился победой папы: Пасха стала праздноваться в воскресенье. Когда именно азийские Церкви приняли римский обычай, точно не установлено, но дальнейшая полемика по этому вопросу в среде правоверных христиан неизвестна (если не считать глухого упоминания Евсевия о послании Дионисия Александрийского о Пасхе — Церковная история. VII, 20). Окончательную точку в этом деле поставил Никейский собор,
но тогда уже речь шла не о праздновании Пасхи в воскресенье, так как это стало общепринятым, а о способе ее исчисления, и принятый тогда метод астрономических расчетов окончательно отделил Церковь от синагоги. Кроме послания о дне празднования Пасхи, Виктор написал «...и некоторые другие сочинения" (S. Hieronymus. De viris illustribus. XXXIV), но ни одно из них не сохранилось. При св. Викторе греческий язык перестал быть официальным языком Римской Церкви, и им с тех пор сделался латинский (176 с. 29).
Память св. папы по римскому календарю отмечается 28 июля.
|